Именно Лев Ландау и его университетский товарищ Георгий Гамов положили основу популяризации идей квантовой физики в СССР. Ректор Ленинградского физтеха, А.Ф. Йоффе, сторонился и не понимал квантовой физики, «Дау» и «Джонни» - купались в ней.
По окончании университета выходит первая работа Ландау – излучение спектров двухатомных молекул, затем работа о диамагнетизме. В послужном списке Ландау нет устаревших работы. Кстати, именно Ландау ввел в квантовую механику важнейшее понятие – матрицу плотности. «Только сейчас мы поняли то, что имел в виду Ландау. Он опережает мировую науку. В США таких физиков нету» - писал американский журнал Nature.
Георгий Гамов работает в области объяснения радиоактивного излучения. Альфа-, бета-, гамма-излучения становятся фундаментальными работами Гамова в области квантовой теории. Кстати, уравнения Гамова есть в каждом школьном учебнике за 9 и 11 классы, однако ни одного упоминания о Гамове. Связано это с тем, что самый молодой академик за всю историю нашей Академии наук, поехал в командировку и не вернулся. Он остался работать в США. Я считаю, что это была необходимость, так как иначе его ждала участь Ландау, который год провел в тюрьме, или Бронштейна, который был расстрелян во времена сталинских репрессий.
В начале двадцатого века, Пётр Капица работал в Кембридже у Резерфорда в Кавендишской лаборатории. Он наблюдал интересный эффект уменьшения вязкости жидкого гелия в близи абсолютного нуля. Затем, после посещения конференции в СССР, правительство не позволило ему вернуться в Кембридж, несмотря на письма в адрес Сталина ученой общественности. Впоследствии, для Петра Капицы в Москве был построен Институт Физических Проблем, который он возглавил. И после невероятных результатов, он понял, что отсутствует ключевое звено – теоретик. Он пригласил Ландау. Так, появились теории квантовой жидкости, теория сверхтекучести второго рода. За эти работы Ландау получит Нобелевскую премию. Затем, получит и Капица.
Гинзбург и Ландау публикуют через несколько лет теорию сверхпроводимости. За эту работу В.Л. Гинзбург в 2003 году получит Нобелевскую премию.
Работу в области квантовой теории вел также академик И.Е. Тамм. Он теоретически объяснил изученный Вавиловым и Черенковым эффект. Во всем виноваты электроны, которые движутся со скоростью, больше фазовой скорости света в веществе, в котором они движутся. За блестящее объяснение эффекта Вавилова-Черенкова, Тамм и Франк, наряду с Черенковым получат Нобелевскую премию.
Самым лучшим учебником по квантовой теории в СССР и России, а может и во всем мире, остается Курс теоретической физики Л. Ландау и Е. Лифшинца. Он, наряду с лекциями Р. Фейнмана, Нобелевского лауреата по физике, автора метода диаграмм, является фундаментальной основой в изучении квантовой теории. Курс физики Ландау более строго математически доказывает правоту квантовой механики. Лекции Фейнмана останавливаются на практическом применении квантовой теории для разрешения, например, парадокса «Демона Максвелла».
Интересно, что Л. Ландау и Р. Фейнман – авторы этих курсов – наверное, последние за всю историю физики «универсалы». Для них в здании физики двадцатого века не было закрытых дверей. Они, необыкновенно одаренные математически, работали во всех областях теоретической физики и были прекрасными лекторами и преподавателями.
Комментариев нет:
Отправить комментарий